Эксперименты Эйнштейна, Бора, Белла которые можно повторить в школе

эксперименты на уроке физики

Привлечь внимание учащихся к физике просто, достаточно повторить эксперименты известных ученых на уроке. Какие опыты Эйнштейна, Бора и Белла можно провести в школе — читайте дальше.

Что люди представляют, когда им говоришь слово «физика»? У каждого по-разному: кто-то ассоциирует это слово со своим учителем физики, кто вспоминает то, как прогуливал уроки, есть такие которые вспоминают тему «электричество» и первые «удачные» попытки сбора примитивной схемы.

Что говорят те, которые еще не прошли испытания современной образованием?

  • Мальчик, 8 лет: физика? Ой, физику я люблю, я читал в энциклопедии, физика, это наша жизнь, это все вокруг — радуга, гром, цвет неба, электричество в доме, даже мои очки. Понимаете! Если знать элементарные вещи, то жизнь становится очень интересной.
  • Девочка, 5 лет: физика? О, у меня мама физик, я не хочу быть физиком, но я думаю, что физика, это весело. Мама мне показывала самого известного ученого, он там с высунутым языком. А те, кто показывают язык, они не могут заниматься чем-то скучным.
  • Мальчик, 10 лет: Я нашел у бабушки папину книгу «Занимательная физика». Я с нетерпением жду уроков физики, там столько всего увлекательного!
  • Мальчик, 13 лет: Когда я получил учебник перед седьмым классом меня очень заинтересовала физика и химия. Но сейчас я разочарован, потому что урок по физике проходит вяло, мы просто рассматриваем учебник и зазубриваем законы и формулы.

Наблюдается картина, пока ребенок не встречается с «школьным изложением предмета», он желает познавать новое и со временем теряет стремление к познанию.

Для того, чтобы избежать банального перечитывания содержания учебника, нужно разнообразить тему так, чтобы дети ждали того дня, когда в расписании стоит физика. Если к делу подойти со всей ответственностью, то и дети и учитель получат истинное удовольствие от сотрудничества.

Покажите детям ту физику, которая объяснит им мир вокруг нас и приоткроет завесу неизведанного. Весь секрет в простоте.

Рассмотрим на примере вышеупомянутого Альберта Эйнштейна. Обычно, когда называешь эту фамилию, то в ответ слышишь именно то, что сказала девочка — человек с высунутым языком. Затем вспоминают знаменитую формулу E0 = mc2. Между прочим, ученый славится не только теорией относительности.

Мистический опыт — Филадельфийский. Эта история до сих пор будоражит воображение и побуждает к поискам истины. Поэтому опишем коротко саму историю: говорят, что в 1943 году военные силы США вместе с учеными, среди которых был и Альберт Эйнштейн, провели эксперимент, в котором большой объект визуально исчез и переместился в другое место. Этим объектом был эсминец «Элдридж». На корабле было смонтировано 4 мощных генераторы электромагнитных колебаний, которые при включении должны были создать невидимый электромагнитный колпак. Это довольно смелая демонстрация теории поля, в которой ученый совмещал общую теорию относительности и электромагнетизм. В этом эксперименте является демонстрация электромагнитной теории и радиационного излучения.

Используя 4 катушки и металлическую пластину, а также датчик магнитного поля, можно показать детям, что такое протоустройство можно создать, и с помощью формул вычислить, что этот случай просто выдумка. Также используя Радиационный сенсор можно провести измерения радиационного фона.

Польза демонстрации такого эксперимента заключается в том, что учителя могут показать детям, что наука может как объяснить, так и запутать не один десяток людей. Потому что в эту историю до сих пор верят, сняты фильмы, написаны книги.


Еще один известный эксперимент с работ Эйнштейна можно продемонстрировать ученикам, это фотоэффект. Как известно было две теории, которые объясняли природу света — волновая и корпускулярная. По одной, свет, это волна, как и звук — волновая теория, по другой, волна, это совокупность частиц. Теории сменяли друг друга, пока Эйнштейн не предположил, а затем доказал экспериментально, что волна, это сочетание обеих теорий, за что и получил Нобелевскую премию по физике в 1921 году. Таким образом он положил начало целой науке-квантовой физике.

Для демонстрации фотоэффекта достаточно современного фотоаппарата и оптической скамьи, чтобы объяснить явление фотоэффекта, рассказать что такое фотоны. Это будет интересно, весело и главное, запомнится надолго и не раз пригодится в повседневной жизни, ведь у каждого из нас маленький фотоаппарат находится в мобильном телефоне.


Еще одним неординарным, оригинальным человеком является Нильс Бор. Обычно, когда слышим это имя, то сразу же вспоминается, что он как-то связан с атомом. Да и вообще, люди почему-то думают, что физик, особенно физик-теоретик, это некий мужчина, «немного себе на уме». Поэтому детям будет интересно услышать, что Нильс Бор был голкипером известной футбольной команды в Дании.

Самая известная его теория, которая была отмечена Нобелевской премией — это Боровская модель атома водорода или квантовая модель атома водорода. Его работы были той тоненькой ниточкой, сочетающей классическую физику с квантовой.

Принимая во внимание Боровскую модель атома, можно с помощью самих учащихся объяснить таблицу Менделеева. Все, что для этого необходимо, это ученики, учитель и доска с проектором. Ведь предварительно, если объяснять Резерфордовскую планетарную модель атома, возникает вопрос — почему электроны не падают на ядро. С помощью учеников можно показать уровни (орбиты) на которых электроны или поглощают или излучают энергию.

Также стоит отметить, что Альберт Эйнштейн и Нильс Бор были если не друзьями, то хорошими коллегами.


Третьим известным ученым, который работал на стыке классической и квантовой физики был Джон Белл. Его знаменитая теория неровности все время беспокоила умы ученых, как теоретиков так и экспериментаторов. Если коротко, то в своей неровности Белл доказывает, что мы не можем заранее сказать, какой будет результат очевидного эксперимента.

Чтобы продемонстрировать детям неравенство Белла достаточно взять двух учеников, посадить их в разных концах помещения, дать им в руки два шарика (красный и желтый) и между ними посадить человека, который будет говорить слово «шарик». В это время дети должны поднять шарик любого цвета. В 55,5% окажется, что они будут поднимать шарик одного и того же цвета.

Все три ученые связаны между собой не только тем, что они были теми, кто внес большой вклад в квантовую физику, а также их плодотворным сотрудничеством. И именно эти ученые показывают, что никогда не надо доверять мнению окружающих, нужно развивать свои знания и быть уверенными в своих силах. Даже тогда, когда мысли, на первый взгляд противоречат всем правилам.

эксперименты по физике

А как вы удерживаете внимание и увеличиваете эффективность обучения?